РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации),
9 августа 2023 г.
ВС защитил право водителей уже проданных автомобилей на страховку 290 просмотров
Правовыми нормами допускается проведение судебной экспертизы без осмотра транспортного средства и без согласия страховщика: при отсутствии возможности осмотра повреждений в связи с продажей, ремонтом или утилизацией автомобиля исследование проводится путём составления графической модели столкновения, разъясняет Верховный суд РФ в изученном РАПСИ определении.
Суть дела
Владелица Mercedes-Benz потребовала выплатить страховое возмещение из-за ДТП, совершенного мотоциклистом. Однако ей отказали, поскольку по результатам транспортно-трасологического исследования заявленные повреждения не соответствовали обстоятельствам аварии.
Тогда водитель самостоятельно организовала проведение независимой экспертизы, которая пришла к выводу, что причиной возникновения повреждений автомобиля истца является столкновение с мотоциклом, а следы повреждений соответствуют обстоятельствам ДТП, зафиксированным в справке о происшествии.
Истица направила в страховую компанию претензию, но она удовлетворена не была.
Тогда водитель обратилась к финансовому уполномоченному, по инициативе которого проведено новое исследование, посчитавшее, что с технической точки зрения все повреждения автомобиля не могли быть образованы в результате заявленного ДТП. Омбудсменом принято решение об отказе в удовлетворении требований потребителя финансовых услуг.
Не согласившись с решением финансового уполномоченного, истица обратилась в суд.
Решения судебных инстанций
Суд первой инстанции назначил уже судебную экспертизу, согласно выводам которой некоторые повреждения Mercedes-Benz могли быть получены в результате случившегося ДТП. Суд признал доказанными факт аварии и наличие причинно-следственной связи между данным происшествием и повреждениями автомобиля истца, в связи с чем удовлетворил исковые требования в части.
Отменяя решение, суд апелляционной инстанции указал на то, что оснований для назначения судебной экспертизы не имелось, поскольку оба транспортных средства к этому моменту уже были проданы. Сославшись в обоснование своих выводов о ненаступлении страхового случая на экспертное заключение, проведённое в рамках рассмотрения финансовым уполномоченным обращения заявителя, апелляционная инстанция отказала в иске.
Суд кассационной инстанции согласился с такими выводами.
Позиция ВС
Положения закона не предполагают запрета на проведение судебной экспертизы в том случае, если финансовым уполномоченным при рассмотрении обращения потребителя финансовых услуг было организовано проведение экспертного исследования.
Напротив, назначение судебной экспертизы по правилам статьи 79 Гражданского процессуального кодекса РФ непосредственно связано с исключительным правом суда определять достаточность доказательств, собранных по делу, и предполагается, если это необходимо для устранения противоречий в заключениях экспертов и иным способом это сделать невозможно. В тех же случаях, когда полученное заключение эксперта не даёт в полном объёме ответа на поставленные вопросы либо оно является неопределённым, требуется назначение дополнительной или повторной экспертизы.
Судебная экспертиза проводится в соответствии с единой методикой, которая предусматривает исключительные случаи, когда осмотр транспортного средства невозможен (например, если оно находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизировано, реализовано). Тогда установление повреждений может быть проведено без осмотра транспортного средства - на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов). В таком случае в материалах по определению расходов на восстановительный ремонт в обязательном порядке должно быть указано, что транспортное средство не осматривалось (с указанием причин), а определение повреждений проводилось по представленным материалам (документам), с указанием их перечня и источника получения (пункт 1.3 Единой методики).
«В случае невозможности натурного сопоставления (повреждений и обстоятельств ДТП) строится графическая модель столкновения транспортных средств с использованием данных о транспортных средствах и их повреждениях из документов о дорожно-транспортном происшествии, имеющихся фотографий или чертежей транспортных средств либо их аналогов, в том числе с применением компьютерных графических программ», - поясняет ВС.
Таким образом, проведение судебной экспертизы без осмотра транспортного средства по материалам дела и без согласия страховщика допускается.
«Такая экспертиза не является актом первичного осмотра автомобиля и при отсутствии возможности осмотра повреждений в связи с продажей, ремонтом или утилизацией транспортного средства проводится путём составления графической модели столкновения транспортных средств», - указывает высшая инстанция.
Соответственно, вывод суда апелляционной инстанции о нецелесообразности назначения по делу судебной экспертизы вследствие невозможности представить повреждённый автомобиль нельзя признать правомерным, пришел к выводу ВС.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не дана оценка документам, составленным сотрудниками ГИБДД по факту дорожно-транспортного происшествия. Также по настоящему делу имеется несколько экспертных заключений, в том числе судебное, рецензии специалистов, которые суду надлежало оценить на относимость, допустимость, достоверность, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, а результаты этой оценки - отразить в решении, в котором должны были быть приведены мотивы суда.
Однако суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, сам мер к установлению или опровержению факта наступления страхового случая не предпринял, пришел к выводу ВС.
В связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам определила направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Алиса ФОКС
Вся пресса за 9 августа 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 мая 2025 г.

|
|
Gorod.lv, 28 мая 2025 г.
Больше всего случаев участия незастрахованных автомобилей в ДТП фиксируется в Латгалии

|
|
Авторамблер, 28 мая 2025 г.
ОСАГО может подорожать на 50% в регионах с большим количеством ДТП

|
|
Тюменская линия, 28 мая 2025 г.
Пострадавшие в паводок ишимцы могут обратиться в страховую компанию за выплатами

|
|
Forbes Казахстан, 28 мая 2025 г.
Как изменились правила обязательного автострахования в Казахстане

|
|
ОрёлТаймс, 28 мая 2025 г.
Орловцы жалуются на работу банков и страховых компаний

|
|
korins.ru, 28 мая 2025 г.
ВСС: региональные рабочие группы страховщиков как инструмент противодействия страховому мошенничеству

|
|
gazeta-n1.ru, Улан-Удэ, 28 мая 2025 г.
Замена страховки молодому улан-удэнцу обошлась в 577 тысяч рублей

|
|
ГТРК Башкортостан, 28 мая 2025 г.
В Уфе водитель Hyundai Solaris насмерть сбил лося

|
|
РИА Новости, 28 мая 2025 г.
Председатель ФОМС обсудил с послом Судана сотрудничество в медстраховании

|
|
Autonews.ru, 28 мая 2025 г.
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО скажутся на стоимости полисов. Причины

|
|
РИАМО, 28 мая 2025 г.
РНПК: 3 тенденции наблюдаются на российском рынке перестрахования

|
|
Frank Media, 28 мая 2025 г.
Атаки дронов и рост убытков изменили рынок перестрахования в России

|
|
Конкурент, Владивосток, 28 мая 2025 г.
Новый поворот в ситуации с ОСАГО. Водителей без полиса ждут камеры

|
|
Агроэксперт, 28 мая 2025 г.
Страховые выплаты по договорам с господдержкой за 4 месяца превысили 4,2 млрд рублей

|
|
Новости транспорта, 28 мая 2025 г.
Центробанк озаботился снижением стоимости ОСАГО для аккуратных водителей

|
|
Известия онлайн, 28 мая 2025 г.
Более половины россиян всегда используют страховку для путешествий

|
|
Forbes, 28 мая 2025 г.
Страховщики оценили убытки из-за атак дронов

|
 Остальные материалы за 28 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|